"Преступление, стыд и воссоединение"
Пер. с англ. / Под общ. ред. М.Г.Флямера.
– М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 179 с.
"Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов)"
– М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
"Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание" пер. с англ. / общ. ред. Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 328 с.
Брейтуэйт Дж.
МОО Центр «Судебно-правовая реформа»
Зер Х
ЛИТЕРАТУРА
"Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: методическое пособие" под общей ред. Н.В. Путинцевой – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 95 с.
"Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство"/под ред. Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
"Конфликты как собственность". - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2007
Путинцева Н.В.
Коновалов А.Ю.
Кристи Н.
1
2
3
4
5
6
"Медиация ровесников в России: Сборник описаний практики разрешения конфликтов юными медиаторами – волонтёрами служб примирения". – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016. – 70 с.
"Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов". – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 148с.
"Круги примирения: от преступления к сообществу" / пер. с англ. под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. – 240 с.
МОО Центр «Судебно-правовая реформа»
Пранис К., Стюарт Б., Уедж М.
7
8
9
"Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара" 2010–2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 252 с.
Пранис К., Стюарт Б., Уедж М.
10
МОО Центр «Судебно-правовая реформа»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1
2
Сайт Межрегиональной общественной организации «Общественный центр «Судебно-правовая реформа»
3
Сайт А.Ю. Коновалова «Школьные службы примирения»
Европейский форум по восстановительному правосудию
Ежемесячные семинары-практикумы, организованные специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ
Интервью социального педагога ГБУ ГППЦ ДОНМ Путинцевой Н.В. о школьной службе примирения Московскому образовательному телеканалу
Видеолекции Коновалова А.Ю. о восстановительном подходе и его реализации в образовательной среде
ВИДЕОЗАПИСИ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1
2
3
Учебные фильмы
Фильм «Школьные службы примирения»
Фильм «Решение групповых конфликтов - программа "Круг поддержки сообщества"
1
2
Вестник восстановительной юстиции: ежегодный журнал// МОО «Общественный центр «Судебно-правовая реформа». Выпуски №№ 1-16
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В разделе «Методическая литература по созданию и функционированию школьной службы примирения (ШСП)» размещены материалы для изучения кураторами школьных служб примирения (ШСП) и педагогами, которые применяют восстановительный подход в своей профессиональной деятельности
БУЛЛИНГ
В разделе «Методическая копилка по теме "Буллинг" представлены материалы по буллингу: исследования, методические пособия, методы работы, а также список художественной литературы по теме
Методические рекомендации
для администрации и педагогов образовательных организаций
по профилактике и предотвращению ситуаций буллинга
в образовательной среде


Авторы-разработчики:
Женодарова Е.Д., Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В.
Ознакомиться
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для детей от 3-х до 6 лет, а также их родителей
Для подростков и старше, родителей и учителей
Анника Тор
«Правда или последствия», изд. «Самокат», 2011. - 152 с.
2
Гордон Рис
«Мыши», изд. Рипол-Классик, 2011. – 304 с.
7
Андрей Богословский
«Верочка», изд. журнал "Юность"
1
Бакман Фредрик
«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», изд. «Синдбад», 2018. - 480 с.
3
Бел Кауфман
«Вверх по лестнице, ведущей вниз», изд. «Белая ворона» / «Альбус корвус», 2018. – 352 с.
4
Владимир Железников
«Чучело», изд. «АСТ», 2012. – 272 с.
5
Грейс Макклин
«Самая прекрасная земля на свете», изд. «Азбука-Аттикус», 2013. – 225 с.
6
Джоди Пиколт
«Девятнадцать минут», изд. «Азбука», 2019. – 672 с.
8
Джованни Моска
«Воспоминания о школе», изд. «КомпасГид», 2012. – 176 с.
9
Кэндзиро Хайтани
«Взгляд кролика», изд. «Самокат», 2019. – 320 с.
10
М. Сендак
«Там, где живут чудовища», изд. «Розовый жираф», 2015. - 40 с.
3
Ирина и Леонид Тюхтяевы
«Зоки и Бада» изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 144 с.
2
И. Зартайская
«Никто меня не любит», изд. «Поляндрия», 2018. – 32 с.
1
Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 103–116
Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. С.47–55
Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178–191
Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д.
Бочавер А.А.
Бочавер А.А., Хломов К.Д.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159
Бочавер А.А., Хломов К.Д.
1
2
3
4
Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма).
Дети-изгои: Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005
Ениколопов С.Н.
Кравцова М.М.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ
«Методическое пособие для взрослых. Травли NET»
Петрановская Л.В.
1
2
3
4
Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.39–49
Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №2. С.71–86
Польская Н.А.
Собкин В.С., Смыслова М.М.
5
6
Влияние опыта переживаний «школьной травли» напонимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С.48–57
Собкин В.С., Маркина О.С.
7
Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.
Руланн Э.
8
«Травля: со взрослыми согласовано.
40 реальных историй школьной травли», изд. «Эксмо», 2020. – 410 с.
Моторина С.В.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРАВЛЕЙ
Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013.
Богомолов В.А.
1
Куценко Е.
Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 10
2
Уильямс М.
Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе. Пер. И. Филимоновой под ред. Д. Кутузовой
3
«Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой», изд. «Генезис», 2018. -190 с. .
Жекулина Т.М.
4
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
5
Нормативно-правовая документация
Стандарт
городского проекта
«Городская служба примирения»
Настоящий проект направлен на формирование психологически
безопасной комфортной образовательной среды для всех участников
образовательных отношений путем развития школьных служб примирения государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
  • Основные
    документы
    Обзор основных документов, определяющих нормативно-правовые основания работы специалиста служб примирения
  • Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ №ДГ–375/07 от 28.04.2020
    «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Письмо
    МИНОБРНАУКИ РФ
    №07-7657 от 26.12.2017
    «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»
  • Стандарты
    восстановительной медиации
    "Стандарты восстановительной медиации", разработанные Всероссийской Ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году
  • Методические рекомендации по организации деятельности школьных служб примирения в городе Москве
    «Методические рекомендации по организации деятельности школьных служб примирения в городе Москве», разработанные Городской службой примирения Департамента образования и науки города Москвы в 2021 году
  • Примерное положение о службе примирения
    В зависимости от особенностей службы примирения, для нее будут актуальными разные правовые аспекты. Соответственно, они по-разному могут быть отражены в Положении. Поэтому при разработке Положения и осуществлении деятельностям Службы примирения в конкретной образовательной организации мы настоятельно предлагаем ознакомиться со следующими материалами
Документы, необходимые для проведения восстановительных программ
Документы для мониторинга деятельности службы
Государственное бюджетное учреждение
Городской психолого-педагогический центр
Департамента образования и науки города Москвы


Адрес: Есенинский бульвар д.12 корпус 2
Электронная почта: gppc@edu.mos.ru
Интернет представительство: https://gppc.ru